Форум » Что такое терапевтическое фехтование? » Вячеслав Летуновский. Детализация программы пятого модуля курса "Осуществление" » Ответить

Вячеслав Летуновский. Детализация программы пятого модуля курса "Осуществление"

Admin: МОДУЛЬ 5. «ПУТЬ». Жизнь как целое. Цельность жизни во времени. Жизнь как песня. Понимание основной мелодии жизни. Фальшивая и честная игра. Богатство и бедность звуков. Запевы и припевы. Кульминация и финал. Жизнь как путь. Подъемы и спуски. Целостность дня целостность года. Целостность жизненного пути. Трудные участки и движение в потоке. Ваги и попутчики. Знаки и искушения. Цель и смысл Пути. Спиралеобразный характер бытия. Повторяющиеся события. «Дежавю» с экзистенциальной точки зрения. Развитие и зацикленность. Преодоления негативный повторяющихся шаблонов. Готовность к повторениям на новых витках спирали. Смыслы и ценности, миссия. Экзистенциальная позиция. Участие и причастность. Способность бросить вызов и принять вызов. Что есть победа и что есть поражение. Целенаправленность и целеустремленность. За что я готов сражаться, а за что не готов? СТЕНОГРАММА Вячеслав Летуновский: - Ясная, определенная позиция себя самого очень важна. Когда я еще писал свою диссертацию по экзистенциальному анализу, то контактировал с Леонтьевым, он тогда у меня был научным руководителем. Он на одном из своих семинаров приводил положение Сальваторе Мадди, латиноамериканского психолога, трактат о пользе решительного теоретизирования. Почему? Потому что мы живем в такое время, когда, в принципе, заявить какую-то свою ясную позицию конкретную: я считаю правильным вот это, - значит, вызвать на себя огонь. Сейчас очень много разных концепций, подчас дискутабельных, их можно объяснить и с одной точки зрения, и с другой. Многие авторы просто боятся активно высказывать свою позицию. А так как они боятся решительно высказывать свою позицию, то не могут на нее опереться, создать какое-то развернутое обучение. Пусть оно будет ограничено, но его можно создать, как раз что-то определяя внутри себя. И другие в опоре на твою определенность могут развить что-то свое. Может, опираясь прямо на него, найти противоречащий тезис. В общем, это необходимая предпосылка для совместного бытия. Ясная, определенная позиция – в то же самое время это и готовность слушать и слышать другого и взаимоменяться, что-то вместе порождать. Это был, как вы помните, у нас третий модуль, посвященный теме совместности, бытия вместе. Там принципиально важно было у нас выработать умение смещать фокус с себя любимого, в том числе, на то, что происходит между нами и на нас, взаимодействующих как единое целое. И смотреть, как это единое целое развивается и живет. Мне интересен один из диалогов в соцсетях на коучинговой группе, он касался проблемы семьи. Там главный посыл был, что нужно научиться не подавлять личность, развивать личность в семейных отношениях. Я и говорю: совершенно замечательно на Западе развивают личность, фокусируются на развитии личности и достигли бОльших успехов в развитии личности, чем мы. Но стало ли лучше от этого семье – это очень большой вопрос. Семья на Западе находится в гораздо более плачевном состоянии, чем у нас. На мой взгляд, потому что все-таки фокус должен перемещаться с себя любимого, со своих личностных потребностей, которые ты удовлетворяешь, на видение семьи как целого. Причем семья не должна противостоять мне как человеку, я же тоже член семьи. Там очень трудно бывает понять эту трудность третьего модуля, то есть видеть себя в целом. То есть целое, а не противоположное мне, с которым я борюсь за свою индивидуальность. Весь пафос западной культуры в это укладывается, а видеть себя в целом, чувствовать и видеть это целое, как живое, если действительно удается, то возможности для совместного осуществления совершенно разные. Это могут быть, в том числе, и семейные отношения, когда нам это удается: видеть целое, как оно живет, служить этому целому, жить ради этого целого. Причем, когда я говорю: ЖИТЬ РАДИ ЭТОГО ЦЕЛОГО, - значит, И РАДИ СЕБЯ ТОЖЕ, потому что я в этом целом. И многие вещи меняются в лучшую сторону. Дальше мы благополучно дошли с вами до четвертого модуля, который носит название «Целостность». И в опоре на понимание и переживание целого в совместности парного бытия мы пытались, насколько это возможно, почувствовать себя единым в целом мире. Понять это классическое экзистенциальное бытие в мире человека. Использовали для этого расширение внимания, работая в формате с двумя партнерами, тремя партнерами, учась чувствовать группу, и по возможности выходя на переживания себя и мира как единого целого. И благополучно теперь мы с вами дошли до пятого модуля, где целостность перед нами предстоит немножко в другом формате. Если мы как-то ее пространственно чувствовали, то здесь она больше для нас предстает хронологически. То есть чувствовать, переживать, понимать свою жизнь как целое. Почему это важно? Потому что только когда я чувствую, вижу, понимаю свою жизнь как целое, мне становится понятнее про смыслы своей жизни, базовые цели, задачи, про миссию жизни в конечном итоге, когда жизнь предстает предо мной как целое. И когда я вижу свою жизнь как целое, нечаянно у нас в этой связи возникают метафоры жизни как танца, как песни, жизни как мелодии. Наверняка вы замечали, что в жизни такие бывают созвучия: то, что было в раннем возрасте, в каком-то старшем возрасте возвращается в каком-то другом свете. Здесь можно использовать метафору такого спиралеобразного развития. То есть мы с новым опытом приходим к той же самой теме, переживаем ее, а, если быть внимательным, то любой процесс, вернее, конец каждого процесса так или иначе несет в себе начало, а начало уже задает конец: как мы начинаем, так и заканчиваем. Очень часто так бывает. Не случайно в этой связи на пятом модуле мы, в том числе, актуализируем тему смерти, тему конца жизни. Не так давно я ездил в Питер на семинар Андрея Гнездилова. Это замечательный питерский психотерапевт, создатель первого в России хосписа. Он сопровождал умирающих людей, их было не меньше тысячи человек. И он очень четко сказал о том, что процесс умирания очень созвучен процессу рождения, там очень похожие как бы фазы человек проходит во время смерти. И как ему нужно усилие, чтоб родиться, так ему нужно и некое усилие, чтобы умереть. Возможно, смерть – это тоже рождение в какое-то совершенно новое, неведомое нам состояние. Я в свое время так же в хосписе почитал записи умирающих людей. То есть там медсестры записывали последние слова, выражения людей, которые умирали. И что мне бросилось в глаза – там действительно как бы оставалось ощущение проделанной работы, трудной работы по умиранию. То есть это какой-то достаточно серьезный, трудный и важный процесс. В ряде книг православной литературы смерть называется таинством смерти. Как таинство рождения, так и таинство смерти в каком-то смысле созвучны. Меня совершенно поразило: было очень много высказываний: «Хочу домой!», - это можно двояко понимать: что люди на самом деле не хотят умирать в хосписах и больницах, они хотят умирать дома. А можно понимать и так, что они действительно возвращаются в какой-то свой «Дом», опять к своему Истоку, на начальную исконную Родину. То есть когда я осознаю точку своей смерти… обычно же неохотно, неприятно думать о своей смерти, неприятно думать о старости, потому что перед смертью в старости все-таки много неприятных моментов, связанных с болезнями или еще с чем-то. Мы обычно эти мысли отгоняем. Но только когда я принимаю свою смерть, принимаю свою старость как неотъемлемую часть жизни, я создаю возможность для того, чтобы моя жизнь стала полнее для того, чтобы я понял: про что моя жизнь, зачем моя жизнь, о чем моя жизнь. Действительно, глубокие люди всех времен и народов как-то чувствовали время своей смерти. Например, прочитал традицию Оптинских Старцев, которые передавали свои знания от одного к другому. Но для большинства из них характерным было то, что они чувствовали время своей смерти и отдавали распоряжения сделать что-то важное после смерти, что нужно сделать, где их похоронить и каковы будут обстоятельства их смерти. Например, старец Амвросий говорил, что через какое-то время, как он умрет, за грехи его в течение какого-то времени будет неприятный запах, а потом он уйдет. Так оно и было. Примерно так же умер Хайдеггер, что интересно. Он чувствовал, что дело близится к концу, просил своего друга, с которым они учились, они же в семинарии католической получали первоначальное образование, а потом он в университет ушел. Своего друга-пастора он просил, чтобы он сказал надгробное слово, дал ему указание, где его хоронить, как хоронить, в чем и т.д., дал по имуществу некоторые распоряжения. И, как говорят, он встал утром в хорошем настроении, выпил чашечку кофе, потом ему захотелось прилечь, он прилег и умер. Вот так, совершенно спокойно. Если ближе к занятию, то как мы будем работать: у нас достаточно содержательная программа на этот модуль. Будет у нас классическое для этого модуля упражнение: «Танец длиною в жизнь». Раньше был «Удар длиною в жизнь», от начальной точки к конечной. Это у нас будет подобного рода упражнение, где будет больше возможностей выразить себя. Мы продолжаем работу над расширением внимания и сознания. Там у нас будет упражнение «Я и мир» уже в формате один против четверых. И для осознания своей жизни как целого жизненного пути у нас еще будет пара упражнений. Начнем с погружения в точку смерти, то есть это эпитафия и завещание. И еще есть одно упражнение на эту же тему «Линия жизни». Хорошее место, чтобы действительно подвести итоги, «забросить» себя туда подальше во временной перспективе и оттуда уже посмотреть на себя и лучше понять, о чем моя забота и как ее переориентировать на то, чтобы она была больше о ТОМ, то есть о самом важном. Это основные моменты. Я уже говорил про жизнь как песню. То есть действительно в песне есть, соответственно, запевы, припевы, есть финал, есть окончание. Очень интересно даже в языке, когда спрашиваешь: «Как дела?» - «Как песня!», - то есть ощущение жизни как песни – это ощущение хорошей жизни, правильной жизни, она поется, идет легко или может быть трудно, но, как в песне, там есть своя мелодия, гармония, красота, смысл, последовательность. И эта «мелодия» открывает еще и путь к совместной симфонии. То есть когда мелодии нашей жизни становятся симфоничны, когда мы поем с учетом мелодии друг друга, появляется такая целостная симфония. Иногда свое жизненное назначение я понимаю, когда слышу всю эту «симфонию», потому что когда я пою в тишине, не для кого-то, - не очень хочется петь в абсолютной тишине – непонятно и даже страшно. А когда это симфония, когда люди сонастраивают свои «мелодии жизней», тогда я лучше понимаю, как мне петь или как мне играть: что будет уместно, а что нет. Иногда, может быть, своим смелым… может, смотрели шуточные ролики про игру оркестра или фильмы есть художественные об этом: играет оркестр и вдруг там кто-то, обычно это бывает барабанщик или еще кто-то, задумавшись или уйдя в себя, начинает новую мелодию, а потом весь оркестр ее подхватывает. Такая тема бывает. Тема симфонии и своего места тоже очень интересна…. Это интересная сама по себе тема. Мы можем петь по-разному, играть по-разному, можем взять на себя смелость и поменять вообще симфонию. Можем играть тихо или громко, можем играть фальшиво – это наша неадекватная жизнь, неадекватные действия. Есть симфония жизни в каком-то одном направлении, мы ее не слушаем, что-то свое гоним – в результате, получается какофония, фальшивая мелодия. Форм такого фальшивого проявления себя – исполнения своей партии – может быть довольно много, как и правильная форма тоже не одна. Я могу сыграть свою правильную мелодию по-разному: грустнее, веселее, громче, тише; по тону и по тембру по-разному. Главное, чтобы это не было фальшивым. Метафора жизни как пути: подъемы и спуски. Тоже интересная тема. Если кто-то внимательно смотрел за ходом своей жизни, то наверняка заметили, что есть какие-то спады и есть подъемы. Наверное, это связано с общей цикличностью нашей базовой энергетики. Есть такая болезнь маниакально-депрессивный психоз, когда люди впадают в полную апатию, либо у них какая-то безудержная активность, то ли они чередуются. В этом смысле каждый на своем уровне, по меньшей мере, мы тоже такие МДБ-шники, у нас тоже бывают такие периоды: от повышенной энергичности она чаще проходит на позитиве и апатия – они меняют друг друга. Один из первых психотерапевтов экзистенциальных Людвиг Бинсвангер тоже очень интересные вещи заметил, когда работал со сном и исследовал тему полетов во сне, то понял, что определенные корреляции полета во сне связаны вообще с подъемом жизни. То есть человек, который во сне взлетает, летает – его жизнь чаще идет на подъеме, а спуск – это вообще на спуске. То есть какая-то экзистенция проявляется одинаково во сне и в жизни. Если я во сне иду на подъем, взлетаю, то и в жизни обычно эти корреляции происходят. Обычно целая куча литературы пишется для того, чтобы доставить нам счастье навсегда: будете использовать наш какой-то метод – будете счастливы на всю жизнь. Но все мы прекрасно понимаем, что на самом деле от этой волнообразности бытия, спусков и подъемов никто нас уберечь не сможет. Вспоминаю великого японского фехтовальщика Миамото Мусаси, у него в «Книге Пяти колец» есть интересное выражение, он говорит: «Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться». Он еще пишет о том, что когда ты на очень большом подъеме, уходящим в эйфорию, то должен себя «притормозить». И, с другой стороны, когда есть такая тенденция к полному спаду, ты тоже должен себя «притормозить» и ближе к середине держаться. Потому что любая эйфория заканчивается абстинентным синдромом: наркотическая, алкогольная, адреналиновая, дыхательная – какая угодно, если там разгоняешь внутренний опиат, то абстинентного синдрома не избежать. Это тоже такая опасная вещь. «Попутчики». Действительно мы на нашем пути встречаем попутчиков, с которыми мы проходим какое-то время. Иногда нам кажется, что если мы встречаем таких близких людей, то это на всю жизнь. Но жизнь показывает, что время меняется, и на одном участке пути у нас одни попутчики, на другом – другие, равным образом, как и разный зов Бытия. Почему важно откликаться на зов Бытия? То есть если вам очень хочется что-то делать, вы чувствуете, что этим «горите», важно не отодвигать это, а сделать, потому что зов уйдет, другой какой-нибудь зов придет. А этот может уйти навсегда. Он может где-то и вернуться на другом витке спирали, а может и не вернуться. И то же самое попутчики. То есть то, что мы в нашей жизни делаем, мы делаем, как правило, вместе с людьми, которые рядом, с нашими попутчиками. Поэтому важно как-то быть открытым к попутчикам, отзываться на эти же самые потребности. Подходим к смыслам и ценностям. Это такая вещь, которая рождается из видения и осознания своего пути. Когда я, может, через погружение в точку смерти, может быть, действительно, подняв себя над целостностью своей жизни, с высоты птичьего полета обозрев свою жизнь, лучше смогу понять: зачем я? Про что я? Как я? Где я? О чем я? Точно так же помогает и метафора симфонии. Какую мелодию сейчас поет мой народ? И какую – я, соответственно. Моя роль в этой теме. Экзистенциальная позиция – тоже интересная тема. Экзистенциальная позиция – это то, что я принял как свое и на чем стою, за что готов бороться и за что готов умереть. Она всегда рискованна, ибо то, что я выбрал, может проиграть, допустим. Или я могу что-то негативное получить: боль, разочарование, просто какой-то ущерб, погибнуть даже можно, если у тебя позиция конкретная. Но только четко занятая экзистенциальная позиция позволяет понять и проявить свою миссию. Понимаешь: что ты, про что ты и зачем? Что есть победа и что есть поражение? Такая тема очень интересная сама по себе. Если я занял какую-то твердую позицию, то я могу проиграть, и у меня всегда есть риск поражения. Поражение может меня разрушить, а может и не разрушить. Мы знаем много примеров в истории, когда проигравшая сторона становилась в конечном итоге победителем. Кстати, Миамото Мусаси писал по поводу победы и поражения: боец может стать непобедимым. Надо пойти в уединенное место и там принять решение, что ты непобедим. И ждать боя. Но надо учитывать, что, даже будучи непобедимым, нельзя заставить противника проиграть. На самом деле это вопрос непростой. Возвращаясь к теме пути, собственно, эту методику я в оригинале взял у Александра Кронига. Я когда сам эту методику прошел в компьютерном варианте, то четко для себя осознал, что многие важные позитивные события в моей жизни произошли именно потому, что какое-то время были негативные, которые сильно поменяли все течение моей жизни. И когда ты понимаешь, что если бы не было плохого в твоей жизни, то не было бы и хорошего, тогда появляется и основание для принятия того, что в твоей жизни было, как оно есть. Поэтому поражения и победы, думаю, ключи к ним могут быть, только если все это как бы ради чего, зачем. Вот как-то, наверное, всё.

Ответов - 0



полная версия страницы