Форум » Здесь можно поделиться своими мыслями, впечатлениями, идеями » Функциональные системы Анохина применительно к терфехту » Ответить

Функциональные системы Анохина применительно к терфехту

Admin: Александр Шлюханов о функциональных системах Анохина применительно к смысловому фехтованию (стенограмма беседы). - У нас в психофизиологии сначала была рефлекторная теория формирования навыков. Анохин предложил свою модель. У нее есть важное отличие: по Павлову существуют врождённые, так называемые – безусловные рефлексы. Когда происходит поведенческий акт: получается, что определенный «стимул» запускает рефлекторную цепочку нейронов – «рефлекторная дуга» (в самом простом виде три нейрона: чувствительный, переключательный и двигательный), и мы видим на выходе реакцию. Условный рефлекс соответственно формируется по тем же принципам, только цепочка вырабатывается в процессе жизнедеятельности организма. С точки зрения Павлова, получается, если в мозге стимул запустил рефлекторную дугу, то на выходе мы видим одно и то же врождённое или выработанное действие. И оно может быть либо адаптивным, либо неадаптивным в конкретной обстановке. Живой организм только по результату произведенного действия уже воспринимает: я угадал или не угадал, сделал или не сделал… Так вот, Анохин «сказал», что на самом деле все не так. И его модель от Павловской отличается чем? Поведенческий акт – это сложный процесс работы функциональной системы. Функциональные системы бывают простыми и сложными. Самый простой пример – дыхательная функциональная система. В сложную входит куда больше мышц, желёз и много органов. По определению - это набор анатомически различных органов и систем органов, которые обеспечивают удовлетворение потребности. Т.е. например, чтобы добежать до автобуса, у нас мышцы ног, сердечно-сосудистая система будет работать, также нужно ее регулировать так, чтоб она обеспечила весь поведенческий процесс: чтобы ноги шли, потовые железы работали, адреналин вбрасывался в кровь из надпочечников и дыхательная система работала, - а пищеварительную систему, наоборот, слегка нужно «пригасить», что бы ресурсы не тратила и т.д. То есть органы различной анатомической принадлежности, в разных местах тела, мозг, можно сказать, собирает на время в определённую стройную взаимовлияющую систему, для того, чтобы организовать какой-то поведенческий акт. Это и называется «функциональной системой» для реализации какого-то поведения, а в итоге - для удовлетворения какой-то потребности. Ее работа состоит из пяти этапов. Первый этап – афферентный синтез (сбор информации снаружи и внутри организма, необходимой для удовлетворения актуальной потребности) – достаточно сложный, но мы в терапевтическом фехтовании не делаем упор на этот «этап» на первых модулях. Это, скорее, будет актуально для модулей, в которых мы рассматриваем «Совместность» и «Целостность», где Бытие человека мы начинаем рассматривать не «само по себе», а в Контексте определённых ситуаций, в контексте определённых взаимодействий, в контексте «связи» как важного феномена «совместности» и «целостности». Принятие решения – это у нас второй этап. И если здесь все соответствует: я хочу и могу, - тогда у нас наступает принятие решения. Этот этап работы «функциональной системы» мы тоже сегодня рассматривать не будем. Хотя в Терапевтическом (смысловом) фехтовании «Воплощение» - т.е. проявление человека в Бытии считается основной темой и, следовательно, мы тоже можем поисследовать работу определённой функциональной системы в экзистенциальном контексте («решаться действовать»)… А вот третий этап работы «функциональных систем» - это как раз то, над чем мы очень активно работаем. Анохин это называл «формирование акцептора результата действия». Акцептор результата действия (АРД) – это, по сути, образ будущего сделанного действия, образ достижения. В фехтовании это как раз образ «Воплощения» - ОБРАЗ, который я Воплощаю. Именно с этим образом (АРД) одновременно формируется программа действия, т.е. мозг подбирает: что нужно – сосуды, столько-то адреналина выбросить в кровь, какие мышцы надо подобрать, чтобы правильно сформировался поведенческий акт – то есть, чтобы этот «акцептор результата действия», этот образ воплотить. И дальше пошел следующий процесс, четвертый, - само действие, но, в отличие от Павловского рефлекторного действия (которое завершается и потом оценивается психикой (мозгом)), по Анохину, мозг в процессе действия оценивает результаты действия, параметры результата и сверяет их с «акцептором результата действия» (АРД). Анохин добавил то, что именно в процессе реализации существует акцептор результата, т.е. как бы образ результата. И в процессе самого действия происходит сверка и корректировка. Если я вижу, что не достигаю этого образа, происходит корректировка, а если достигаю, то поведенческому акту дается право завершаться. С этой точки зрения можно метод «терапевтического фехтования» представить как корректировку работ функциональных систем. Каким образом? Мы создаем образы: «Каким бы я хотел быть» - такие базовые экзистенциальные. Это не про то, что там хотел бы лучше работать, допустим. Поваром, - не про то. Мы скорее про некую «форму Бытия», с точки зрения физиологии - про внутренний базовый настрой, про настроение, общее со-стояние. Если про общий физиологический тонус, который субъективно переживается скорее, если говорить психологически, как - «могу», то есть ощущение некоторой уверенности и силы. Это тоже напряжение в мышцах. Но оно ощущается не как перенапряжение, а как приятное напряжение, когда хочется что-то делать… По сути, все занятия «терапевтического фехтования», начинаются с актуализации третьего этапа работы «функциональных систем». Диагностики, построения более «бытийного» «акцептора результата действия», и в итоге происходит настройка всей этой системы, с помощью нашей рефлексии, обратной связи соратников… Делая упражнения «терапевтического фехтования», мы сами ощущаем свое состояние: это «так» или «не так», что надо убавить, например, напряжение в какой части тела, что – наоборот, добавить, чтобы это соответствовало этому «акцептору…» или «образу», как мы его называем, мы собственно в «этом месте», можно так выразиться, как раз очень активно работаем. Идет постоянная психологическая работа, такая вот практика со-настройки себя, вырабатывается некоторая новая привычка, но лучше сказать, некий навык постоянного самонаблюдения и «настройки себя». Если говорить с точки зрения работы с функциональными системами, то, наверное, здесь наибольший эффект дадут упражнения в спарринге. Но в индивидуальных случаях на спарринги стоит переходить попозже. Очень было бы хорошо выработать эту привычку сначала в работе с одним ударом. Эту привычку настраивать себя, делать и сверять: «так», было… «не так», я был не такой, что лишнее и т.д. – некая осознанная саморегуляция. Поднастраиваешь, создаешь некий образ устойчивый и осознанно, прямо в теле, по принципу обратной связи, можно сказать, замышляя через свой мозг тело, начинаешь его перенастраивать, перенастраивать «функциональные системы», отлавливая, например, привычные паттерны. Что такое привычный паттерн? Это и есть та первичная программа действия, которая у тебя есть якобы для реализации этого «акцептора...». Ты понимаешь, что он неэффективен, не адаптивен, портит жизнь... То есть твоя «функциональная система» работает как-то неэффективно, со сбоем. И ты прилагаешь сознательные усилия по ее перенастройке. Если внимательно посмотреть на картинку, то терапевтическое фехтование можно представить как метод психофизиологической коррекции функциональных систем.

Ответов - 0



полная версия страницы