Форум » Здесь можно поделиться своими мыслями, впечатлениями, идеями » Почему в Европе не придумали айкидо? » Ответить

Почему в Европе не придумали айкидо?

Кнопка: Вопрос, наверно, не по адресу, но, может быть, кто-нибудь об этом думал, скажите, пожалуйста, если знаете. Почему на востоке боевые искусства - это целые философии, а на западе - так все практично, без особых философий, бокс, например? А что-то вроде айкидо или тайцзицюаня на западе не возникло. Ну и фехтование в Европе и у самураев - тоже ведь совсем по-разному. Не внешне, а по внутреннему содержанию. Ну нельзя же представить, чтобы мушкетеры или там рыцари друг другу говорили что-то вроде: "Пусть твой следующий бой будет не начавшимся"? Мне давно интересно, почему так по-разному получилось, а у кого спрашиваю - никто не знает.

Ответов - 7

Вячеслав: Многие люди на эту тему писали: Хайддегер, Шпенглер, Бодриар. Суть проста: со времен Платона на западе весь мир стали рассматривать как противостоящий мне либо в качестве угрозы, либо для пользы. Отсюда прагматично потребительский аспект всего и вся. На Востоке в большей осталось ощущение единства меня и мира, меня и др.человека.

Кнопка: Как интересно, спасибо. У Хайдеггера ничего не понятно, и я его не читала А еще вспомнила - в китайских практиках они учатся удерживать внимание в теле, а в православной аскетике, наоборот, не рекомендуется, чтобы во время молитвы внимание было в теле. Это же, наверно, тоже из-за разного отношения к миру? Китайцы считали себя частью мира, и поэтому единства искали через тело. А православные монахи были западными людьми, значит, для них мир был сам по себе, и поэтому они искали единства не через тело, а где-то там. (Молитва - это ведь тоже поиск единства с Богом, с людьми.) Получается, отделение человека от мира не само по себе ведет к потребительству?

Миротворец: Кнопка пишет: а в православной аскетике, наоборот, не рекомендуется, чтобы во время молитвы внимание было в теле Действительно, согласно православной аскетики, "ум нужно заключать в слова молитвы". Однако, например, православные молитвенники-исихасты обращали внимание и на сердце, и на дыхание и т.д. На эту тему есть интересная статья: "Телесная молитва. Исихастский метод и его нехристианские параллели" (автор митрополит Каллист (Уэр Тимоти) Диоклийский)


Кнопка: Миротворец, да я же не спорю! Просто пришло в голову как пример разного переживания единства с миром на востоке и на западе. Ну оно же правда разное, и даже эти практики исихастов с дыханием и т.п. они только вспомогательные, и отношение к ним неоднозначное. Для меня оказалась новой мысль о том, что разделение мира и человека ведет к потребительскому отношению, и я подумала - не все же в европейской культуре было потребительством, было же и хорошее. Может, не Платон виноват, а потом что-то пошло не так. Вот я и спросила. Как-то так. И чего все так не любят, когда противоречия какие-то возникают? Для чего тогда форум - чтобы один написал, а остальные молча лайки поставили? Вот вы про аскетику статьи читали, а Павла не читали, что ли? - "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19).

Странник: вот и произошло меж вами разделение а почему?

Миротворец: Странник и Кнопка, никакого разделения, а тем более спора лично я не наблюдаю. Форум для того и существует, чтобы можно было поделиться своими мыслями, узнать, что другие думают по тому или иному поводу - в общем взаимно обогатиться :) У нас же не Госдума, где как-то ляпнули, что там не место для дискуссий. А теперь по делу. Просто я хотел дополнить, уточнить, что аскетика бывает разной. Не так давно слушал проф. доктора богословия Осипова, где он популярно рассказывал о том, на каких участках тела правильно концентрировать внимание во время молитвенного делания (речь шла о практике подвижниками исихазма). Мне кажется, что тело все-таки не было полностью "забыто" православными подвижниками. А если уж говорить о психофизиологии, то вообще некоторые подвижники чувствовали благодатную теплоту и другие ощущения в теле. Конечно, для широкого круга это все не рекомендуется, однако мы не можем сказать, что подвижники этого не применяли. Теперь о главном. Тема, затронутая Кнопкой, действительно глубокая: "разделение мира и человека ведет к потребительскому отношению, и я подумала - не все же в европейской культуре было потребительством, было же и хорошее". В этом смысле некоторые святые добровольно уходили от мира, а спустя годы мир к ним потом сам стремился.

Кнопка: Миротворец, может быть, это ваш ник отчасти смущает (если понадобился миротворец, значит, что мир был нарушен?) Хорошо, что все хорошо. Очень согласна с тем, что тело не забыто в православии. Для меня в свое время большой радостью была новость о том, что не только душа наследует жизнь вечную, но и тело тоже. В храме, в который я хожу, священник советует людям после Причастия обязательно отойти в сторонку и сосредоточить внимание в сердце, чтобы почувствовать благодать. По-моему, Симеон Новый Богослов описывал свой опыт соединения с Богом в Причастии именно как соединение и телом тоже, этот текст даже не перевели на русский, потому что там такие физиологические подробности, что аж неудобно. Один батюшка рассказывал, и даже цитировал некоторые наименее скандальные места. И все же, я думаю, что сами православные молитвенники не согласятся с тем, что благодатное тепло в сердце и ощущение тепла при занятии цигуном имеют одинаковую природу. Я думаю, что тут надо разделять практику (наши усилия, техники и т.п.) и благодать (Божий дар нам). А так-то конечно, Христос "воплощся, и спасл еси всего мя человека", и тело в том числе. У меня так получилось, что я некоторое время ходила на тайцзи (вот не зря говорят, что не надо туда православным ходить! ) и у меня такая каша в голове получилась, но благодаря общению в этой теме я, кажется, более-менее разобралась со своими вопросами.



полная версия страницы