Форум » Новости. Мероприятия. Поздравления » Итоги методического семинара по работе с подростками в терфехте » Ответить

Итоги методического семинара по работе с подростками в терфехте

Admin: В субботу 15 ноября прошел методический семинар по работе с подростками в терфехте. Своими мыслями и впечатлениями об этом мероприятии делится основатель метода «Терапевтическое фехтование» Вячеслав Летуновский. Стенограмма - Итоги семинара такие: мы договорились об общем видении результата, каким образом терапевтическое фехтование может работать с подростками в нашей школе, при нашем подходе. И коренных различий с тем, что происходит в терапевтическом фехтовании со взрослыми, нет – есть методические различия. Если говорить о результате, то основная цель такая же – способствовать осуществлению людей в жизни. Поскольку способность экзистировать, то есть готовить к осуществлению тех или иных событий и результатов жизни, у людей сильно деформирована, то во взрослом состоянии мы занимаемся, скорее реанимацией экзистенции как способности раскрывать возможности, которые есть у человека, отмечать эти возможности и их реализовывать. А специфика работы с детьми заключается в том, что хотя у них и есть, конечно, искажения, но у них искажения экзистенции меньше, чем у взрослых, меньше разных травм. Они больше открыты миру, то есть экзистенция у них изначально шире. Хотя тоже какие-то деформации, искажения, связанные, например, с родовыми травмами, есть и с этим нужно работать. Но в каком-то смысле с детьми и подростками работать легче и проще, потому что они, в отличие от взрослых… взрослые – это как бы полный стакан воды и налить туда еще очень трудно: они все сами знают, как нужно, - а подростки и дети более открытые и чтобы как-то воспитывать это как бы плюс. Но есть дополнительные сложности в работе с подростками: чем меньше возраст, тем больше это требует игровой формы. И на данный момент у нас такого хорошего инструментария, игрового, заточенного именно под практику терфехта, нет. Со взрослыми мы играем меньше и надо игровой арсенал расширять. Чем младше дети, допустим, до подросткового возраста, до 11-12 лет – с этим нужно плотно работать. Мы заметили моменты, которые можем взять из современного мечевого боя (СМБ). Мария Давыдова много на эту тему работала. И вообще, думаю, многие вещи, которые в СМБ есть, именно воспитательного характера, в том числе, экспериментального, игрового мы можем транслировать в терапевтическом фехтовании. И любое сотрудничество с СМБ меня радует. Именно для терапевтических целей мы можем много чего от СМБ взять. Другое направление, касающееся игрового арсенала терфехта, – можно пообщаться, повзаимодействовать с вожатыми лагерей, аниматорами. Николай Жуков в свое время работал вожатым, у него это направление есть, и он взялся это дело «прозондировать». Надо, соответственно, совершенствовать инструментарий, потому что в чистом виде наш пятимодульный курс «Осуществление»: от актуализации присутствия до понимания своего жизненного пути – перенести на подростковую структуру, а тем более, на детскую, нельзя. Там с инструментальным моментом непонятно, как я и говорил. С аниматорами можно поработать, из СМБ что-то взять, можем сами что-то придумать, адаптировать упражнения для взрослых на детскую аудиторию. А методическая часть пока у нас не очень проработана, но это необходимо сделать. Что имеется в виду под методической частью? У нас возникло такое понятие на семинаре, как «экзистенциальный статус», «экзистенциальный базис» - это некие базовые экзистенциальные навыки, которые помогают человеку осуществляться, начиная с элементарных вещей: смелость, умение принимать решения, умение удерживать внимание, выстаивать, преодолевать препятствия, жизнестойкость. Некие базовые экзистенциальные умения, в том числе, память, которая отчасти когнитивная функция, выполняют роль экзистенциальных умений. Тем не менее, эта вещь очень интересная сама по себе, если нам удастся разработать понятие некоего экзистенциального базиса, экзистенциального статуса и научно его обосновать. Есть определенные работы на эту тему, но опять-таки, для взрослых. Есть один латиноамериканский автор Сальваторе Мадди, выработал понятие жизнестойкости. Такой конструкт очень интересный, может быть нам полезен, но его нужно адаптировать под подростковую, детскую структуру. Если мы говорим о взрослых, и мы скорее помогаем им реализовывать способность экзистировать: порождать события, результаты, феномены свободно, открыто, то детям мы должны помочь сформировать экзистенциальный базис, который опять же поможет им в жизни осуществляться. Понятие экзистенциального базиса у нас пока, к сожалению, просто не открыто, но уже мысли на эту тему есть. Если взять опыт выдающихся людей, которые добились реализации своих очень смелых мыслей и идей, взять того же Суворова, которому удалось воплотить образ, скажем так, идеальной армии, Екатерину Вторую, которая пыталась воплотить образ идеального государства. Понятно, что там все намного сложнее и не все получилось из задуманного, но многого удалось и достичь. Взять, например, образ Чингиз-хана, Фиделя Кастро – кого угодно, любых людей, которые решались на великое, формировали образ, чего они конкретно хотят достичь, и в конечном итоге его достигали, опираясь на определенный базис, экзистенциальный статус. И этот статус мы должны как-то разработать, под этот экзистенциальный статус разработать курсы, которые помогут детям и подросткам этот экзистенциальный статус иметь. Наработать эти базовые экзистенциальные навыки, которые помогут им в конечном итоге самостоятельно осуществляться в жизни. Отдельная тема – работа в детдомах. Николай Жуков и Александр Шлюханов сейчас работают в одном из московских детдомов, получают там богатый опыт, к сожалению, не всегда позитивный, потому что деформация формирования экзистенциального статуса у детей, понятно, в детдоме на порядок больше, чем в семье. Это очевидная вещь. Там труднее работать, но возможно. Прикладное применение «детского» терфехта очень широко востребовано, и к нему многие уже обратились. Оно требует от нас серьезной работы, и оно очень актуально. Своего рода это зов бытия и вызов для нас как зарождающейся Ассоциации терапевтического фехтования. Обществу это нужно, и тема эта реально востребована. Работа с подростками и с детьми действительно должна различаться, хотя базовая цель та же самая – формирование экзистенциального статуса, базиса. Но подросткам, у которых актуализируется тема смысла жизни и актуализируется действительно там видение образа будущего: кем я хочу стать, что хочу в этой жизни совершить, что я хочу воплотить в этой жизни – естественно, больше актуальна для подростков. Здесь смысловые структуры начинают работать, какие-то элементы логотерапии Франкла можно тоже адаптировать, много оттуда можно взять в качестве базовых принципов методологии, на что-то можно опереться. А что касается работы с детьми, то Ольга Фролова с прошлого курса заинтересовалась именно работой с детьми в рамках терапевтического фехтования, и я ей посоветовал, порекомендовал связаться с президентом Федерации современного мечевого боя Марией Давыдовой, чтобы подойти и посмотреть, как она работает, посмотреть ее методический инструментарий. А что касается работы с детьми до 11 лет, повторюсь, нам нужно проработать очень серьезный игровой анимационный инструментарий.

Ответов - 0



полная версия страницы